Активная оценка

Целеполагание в рамках учебного занятия по методу активной оценки
(по материалам статьи Гуськовой И.Г., «Адукацыя і выхаванне», №12 за 2013, с 44-47)

Учащийся на уроке не за каждый ответ или выполненное задание получает отметку в баллах. Часто педагог использует комментарий в форме обратной связи, в котором указывает успехи и ошибки учащегося, а также советы по их исправлению. Это и есть активная оценка (АО). Активную оценку называют ещё оценкой, которая помогает учиться. Метод активной оценки в целом позволяет привести в систему элементы и приёмы личностно ориентированного обучения, применяемые учителями и преподавателями в зависимости от класса и ситуации. Этот метод рассчитан, прежде всего, на учащихся со средней успеваемостью и тех, которые имеют проблемы с учёбой. В ходе учебного занятия, характеризующегося сильной обратной связью, параллельно идут процессы обучения (учения) и контроля (оценки), а также самоконтроля (самооценки). Это по­могает учащимся лучше усвоить учебный материал, а педагогам — профессионально развиваться.
Планирование учебного занятия с приме­нением метода АО начинается с продумыва­ния и постановки целей. Сначала необходимо ответить на следующие вопросы:
1.     Что такое цель?
2.     Как правильно ставить цели к учебному занятию?
3.     Как связана цель с остальными элемен­тами и этапами учебного занятия?
Цель — это планируемый результат дея­тельности. В педагогике цель трактуется как образ предполагаемого результата, который желательно получить за определённое время.
Постановка целей учебного занятия — это не одномоментный акт, а процесс, которым начинается и заканчивается планирование. При обдумывании целей необходимо учиты­вать, что цель должна
·   удовлетворять требованиям учебной программы (для этого при ана­лизе учебного содержания важно выделять главное, существенное, т. е. придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше»);
·   соотноситься с темой урока;
·   быть достижимой и конкрет­ной;
·        быть ограниченной во времени, то есть выполнимой в определённом временном измерении.
Кроме этого, при планировании цели не­обходимо учесть уровни (этапы) формирова­ния знаний и умений.
В зависимости от главной обучающей цели учебные занятия (УЗ) подразделяются на сле­дующие основные типы:
Ø УЗ усвоения новых знаний;
Ø УЗ формирования умений:
Ø УЗ систематизации и обобщения;
Ø УЗ контроля и коррекции;
Ø - смешанное (комбинированное) УЗ, на котором нужно достичь не одной, а несколь­ких целей.
Тип урока, в свою очередь, определяет его структуру.

Как правило, преподаватель формулирует обучающую, развивающую и воспитательную цели урока. Например, традиционно сформу­лированные цели к учебному занятию могут быть следующими:
§  обучающая: рассмотреть………; раскрыть сущность …………;  научить учащихся ………
§  развивающая: создать условия для раз­вития интереса к ……..,  учить ана­лизировать….
§   воспитательная: содействовать форми­рованию навыков …..

Традиционно считается, что обучающая цель должна начинаться глаголами: рассмо­треть, дать понятие, сформировать, познако­мить, доказать, обосновать, выявить, повто­рить, обобщить, систематизировать, создать условия и т. д. Однако это не формулировка цели, а указание на то, чем учитель намерен заниматься на учебном занятии. Получается, что учитель работает (повторяет, рассматривает, формирует...), а учащиеся не проявляют активности. Более того, запись цели через действия учителя носит исключительно формальный характер, так как при её отсутствии на уроке ничего бы не изменилось.
Чтобы цель не была формальной, НЕОБХО­ДИМО УКАЗЫВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ, который планирует­ся получить: ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Обучающую (дидактическую) цель урока сформулировать просто: нужно перечислить знания и действия, которые будут усвоены учащимися. По окончании урока и учитель, и учащиеся смогут оценить, насколько они достигли целей, выяснить, над чем сле­дует работать дальше.
Что касается воспитательной и развивающей целей, то их на урок задать невозмож­но, так как они носят вероятностный характер и нельзя измерить степень их достиже­ния. Эти цели предполагают формирование у учащихся определённых свойств личности, черт характера (ответственность, патрио­тизм, толерантность, любознательность и др.), умений (работать в паре, группе и др.) и навыков. Поэтому они определяются через идеальное, прогнозное представление о выпускнике, которое может быть оформлено с помощью соответствующей компетентностной модели. На учебном занятии можно создать ситуации, содействующие формированию определённых черт характера, умений и навыков, поэтому планируются не цели, а воспитательные и развивающие ЗАДАЧИ. Для их формулировки используются глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т. д.
Обучающая цель должна быть понятна учащимся, поэтому необходимо сформулировать её доступным для них языком, при этом следует применять глаголы первого лица: буду знать, буду уметь, смогу... Очень важно, чтобы цель была весь урок у учащихся перед глазами для организации ситуаций оценки приближения к цели.
Вернёмся к нашему примеру и сформулируем цели «на языке учащихся»:
На занятии:
я узнаю, как работает ….
я смогу объяснить суть ….
я научусь строить …..
Сформулированная таким образом обучающая цель озвучивается на учебном занятии и записывается учащимися.
При недостаточной конкретизации цели преподавателя и цели «на языке учащихся» возникает необходимость в ещё одном элементе активной оценки — критериях достиже­ния цели или критериях оценки (КО / НАШТОБУЗУ). Критерии оценки — это знания и умения, которые учащиеся должны усвоить в течение занятия, это своеобразный контракт между ними и преподавателем на данный урок.
КО/НАШТОБУЗУ могут формулироваться ко всему уроку или к особым видам деятельности учащихся (самостоятельная работа на уроке, устный ответ, реферат, эссе, сообщение, контрольная работа, домашнее задание и т. д.). Учащийся заранее знает, что следует выучить или выполнить для того, чтобы получить хорошую отметку.
Например:
КО устного ответа

КО письменного ответа

1.   Правильная формулировка определения по­нятий.
2.   Грамотная речь.
3.   Последовательность ответа.
4.   Отсутствие слов-паразитов.
5.   Наличие примеров.
6.   Наличие вывода в конце ответа и др.

1.  Раскрытие всех вопросов.
2.  Умение выделять главное.
3.  Последовательность изложения материала.
4.  Логическая ясность.
5.  Грамотность и др.

При оценке результатов выполнения задания (например, контрольной работы) учиты­вается характер допущенных ошибок (существенных и несущественных).
К существенным ошибкам, имеющим принципиальный характер, относятся:
ü неправильное применение специальных терминов, понятий;
ü неверное обоснование выводов;
ü грамматические ошибки при использовании изученных специальных терминов;
ü неверное понимание причинно-следственных связей;
ü противоречия в ответе
ü неполный ответ.
Несущественные ошибки — это:
ü погрешности изложения, не ведущие к искажению содержания;
ü непоследовательное изложение:
ü недостаточная логичность ответа;
ü небрежное выполнение записей;
ü ошибки в неизученных терминах:
ü стилистические погрешности в ответе.

Важным элементом занятия является  ключевой вопрос.
Ключевой вопрос усиливает цели, содействует их достижению, мотивирует учащихся, усиливает их мыслительную деятельность.
В ключевой  вопрос можно превратить проблемную ситуацию.
На учебном занятии учитель  неоднократно обращается к ключевому вопросу, чтобы учащиеся высказались, нашли ли они ответ на него.

Важными этапами организации деятельно­сти учащихся на занятии являются САМООЦЕН­КА И ВЗАИМООЦЕНКА, КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ. Детям важно на каждом этапе видеть своё продвижение, соотносить то, что они делают, с образцами и эталонами. Это создаёт ситуацию успеха, мотивирует на продолжение деятельности. При этом оценка и коррекция всегда предшествуют итоговой отметке.
В конце учебного занятия преподаватель оценивает степень достижения цели каждым учащимся с помощью проверочных заданий (желательно один вариант) с эталонами ответов.
Рефлексия может сопровождаться следующими вопросами или заданиями: «Достигнута ли цель урока?», «Перечислите действия, благодаря которым цель урока была достигнута», «Откуда вы знаете, что цель достигнута?» и т. д.

Важными в АО являются соблюдение правила НЕПОДНИМАНИЯ РУКИ и использование сигнальных разноцветных карточек (зелёный цвет — «всё понятно», жёлтый — «есть вопросы», красный — «всё непонятно»).
Таким образом, планирование учебного занятия по методу АО включает:
*    конкретную и достижимую цель;
*    критерии оценки;
*    ключевой вопрос;
*    ход УЗ (методы и задания);
*    проверочные задания или тесты (один вариант) с эталонами ответов;
*    самооценку и взаимооценку;
*    контроль и коррекцию;
*    рефлексию.
Педагогам, приступающим к планированию учебного занятия, очень полезно будет задать себе вопросы:
«Для чего я буду учить этому своих учащихся?»,
«Что будет наиболее ценным для них?»,
«Как учащиеся будут использовать это в будущем?».

Список рекомендованных источников
Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2012. — 160 с.
Актыўная ацэнка : метад. дапам. / укл. Н. Ільініч. — Мінск, 2011. — 84 с.
Стэрна, Д. Актыўная ацэнка: новая методыка навучання для якаснага ўзроўню адукацыі / Д. Стэрна // Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа. — 2012. — № 10. — С. 18—22.


Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.

Г. А. Цукерман

Комментариев нет:

Отправить комментарий