10.11.2016 ГОДА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОШЁЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
"ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ"
Дударева О.В., учитель русского языка и литературы
Идеологи компетентностного подхода
говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна
подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким
кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их,
эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный
выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и
нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств
называется «компетентностью». Перед
школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают
разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся
важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых
образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения,
связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и
понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих
действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная
образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в
целом.
- Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик
должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности.
Это особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных
явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на
мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например,
владение эффективными способами организации свободного времени.
- Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности,
соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются
требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать
факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование
вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационная компетенция. При помощи реальных
объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,
копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная
почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать,
преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает
навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных
предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативная компетенция включает знание необходимых
языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и
событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями
в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо,
анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально-трудовая компетенция означает владение
знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли
гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой
сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области
семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в
профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например,
умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с
личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы
осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь
выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных
интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании,
развитии необходимых современному человеку личностных качеств,
формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К
этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном
здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же
входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности.
Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену
знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к
обучению от традиционного
Основания для сравнения
|
Традиционный подход
|
Компетентностный подход
|
Цель обучения
|
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов,
составляющих содержание образования
|
Ориентация на практическую составляющую содержания образования,
обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
|
Основная формула результата образования
|
«Знаю, что»
|
«Знаю, как»
|
Характер образовательного процесса
|
Репродуктивный
|
Продуктивный
|
Доминирующий компонент процесса
|
Контроль
|
Практика и самостоятельная работа
|
Характер контрольных процессов
|
Статистические методы оценки учебных достижений
|
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого
обучения)
|
Новый подход в образовании предполагает
создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности
обучения.
Накапливается и осмысливается уже опыт
решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не
знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт
формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц,
а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к
решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому
методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а
использоваться как самостоятельные средства достижения определённых
педагогических целей.
При составлении плана урока необходимо
продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только
учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
Стараться отказываться от таких
некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая
беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным
заданиям и др.
Алгоритм построения учебного занятия в
системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного
занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём
происходит:
- Разделение содержания учебного занятия на
составляющие компетенции:
- теория – понятия, процессы, формулы, личности,
факты и т.п.;
- практика – умения и навыки, отрабатываемые при
изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к
конкретным ситуациям;
- воспитание – нравственные ценности, категории,
оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
- Установление связей внутри содержания (этапы
формирования компетенции, определение логики нового содержания
образования);
- Прогнозирование форм предъявления этапов, при
которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной
деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной
деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных
сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение
творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока –
организовать продуктивную деятельность.
Основные
характеристики творческого урока:
- Исследовательский метод и вид деятельности;
- Отсутствие строгого плана, допущение
ситуативности в структуре урока;
- Многообразие подходов и точек зрения;
- Самопрезентация и защита творческого продукта, а
не внешний контроль;
- Предоставление возможности выбора пути,
траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими
действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический
инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней
освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Что даёт
компетентностный подход?
- Согласованность целей обучения, поставленных
педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность
школьников с каждым годом возрастает,
- Подготовку учеников к сознательному и
ответственному обучению в дальнейшем,
- Подготовку учащихся к успеху в жизни,
- Повышает степень мотивации учения,
- Не в теории, а на практике обеспечивает единство
учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость
собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Учитель должен уметь:
- Сам должен быть самостоятельным, инициативным,
ответственным.
- Понимать, какие умения потребуются ученикам в
жизни.
- Связывать изучаемый материал с повседневной
жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.
- Закреплять знания и умения в учебной и во
внеурочной практике.
- Планировать урок с использованием всего
разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов
самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и
проектно-исследовательских методов.
- В совершенстве использовать метод «Создание
ситуации успеха».
- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных
учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно
важных качеств.
- Оценивать достижения учащихся не только
отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в
готовности к жизни.
Учитель должен
понимать:
- Стабильности в мире уже не будет, нужно быть
постоянно готовым к любым неожиданностям,
- Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на
основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,
- Главная задача – обеспечить максимум успеха и
минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его
самые верные союзники,
- Компетентностный подход в обучении повышает
мотивацию учащихся.
Не надо:
- Считать себя единственным и главным источником
знаний,
- Передавать свой опыт жизни и воспитания,
- Утверждать о раз и навсегда заданных способах
«правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных
проблем,
- Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так
принято».
Комментариев нет:
Отправить комментарий